Как выглядит порнография для синефилов?
А. Смакинберг 04 августа 2016 241

Может ли посредственный режиссёр снимать крутые фильмы, причём делать это на регулярной основе? Может, если речь идёт о Николасе Виндинге Рефне.

Рефн – уникальный пример крупного автора, у которого нет ничего авторского. В течение всей своей творческой биографии он адаптировал чужие идеи и находки к нуждам того или иного фильма, от Гая Ричи («Бронсон») до Андрея Тарковского («Валгалла: Сага о викинге»), от Майкла Манна («Драйв)» до Робера Брессона («Только бог простит»). Это касается и сценариев, и операторских приёмов, и визуальной стилистики.

Но в «Неоновом Демоне» Рефн превзошёл сам себя. «Демон» – это лучший фильм Дэвида Линча, снятый не Линчем. Чтобы фильм не выглядел совсем уж прямолинейным плагиатом, Рефн добавил чуточку Гаспара Ноэ в сцене инфернальной вечеринки в начале и немного Дэвида Кроненберга в макабрическом финале.

Фильм Рефна – чистый синефильский фетиш, неоновый эксплуатейшн, прекрасный в своём самолюбовании и замкнутости. Этот фильм, являясь в полным смысле арт-кино, плюёт на все актуальные тенденции арт-хауса. «Неоновый демон» полностью лишён всего, что востребовано сейчас на кинофестивалях, что не помешало ему попасть в конкурс главного из них – Каннского.

«Глупо обвинять порнографию в отсутствии сюжета»

Народная мудрость

Всё сказанное характерно для всех работ Рефна, но «Неоновый демон» – самый чистый образец метода и поэтому лучший из его фильмов. Кроме того, «Неоновый демон» – это эксплуатейшн. Традиционно под этим словом понимают жанровое кино 60-70-х, как правило, низкобюджетное, эксплуатирующее ту или иную тему (без попытки в ней разобраться и «высказаться», как это принято в «Большом кино»). Так, выделяют:

Blaxploitation

Carsploitation

Giallo

Nazisploitation

Nudist films

Rape and revenge films

Sexploitation

Spaghetti westerns

Splatter films

В общем развлечения на любой вкус. В этом ряду «Неоновый демон» может смело занять место Fashionsploitation.

Рефн проделал с миром моды то же самое, что «Малхоланд Драйв» Линча с Голливудом, причём аналогичными средствами. Режиссёр, работая в традиции Линча-Кафки, показывает зрителю мир «от кутюр» глазами 16-летней начинающей старлетки (или как там называют начинающих моделей?), с которой зритель вынужденно ассоциирует себя. Мир этот предстаёт чередой странных сцен-ритуалов, которые, однако, подчиняются своим законам и правилами, объяснять которые зрителю Рефн, как и Линч, не спешит. Это чисто Линчевский метод – рассказать простую в общем-то историю непростым языком, уравняв протагониста со зрителем. Если персонаж чего-то не понимает, то это должно остаться таким же непонятным и для зрителя. Простая схема, в которой потерялось немало интерпретаторов Линча.

Как-только для зрителя начинают проясняться правила мира, в котором существует фильм, Рефн резко меняет правила игры, превращая «Неонового демона» в по-кроненберговски физиологичный Body horror с элементами абсурдистской комедии. Полагаю, что в этот момент многие зрители и критики, могут испытать не иллюзорное разочарование, но в этом и кроется главная прелесть «Неонового демона».

За нарративным пластом может потеряться суть фильма, которая далеко не в мире моды и не в подражании Линчу. Все элементы последнего фильма Рефна, в том числе и сюжет, являются предметом фетиша, но фетиш этот – не индустрия моды, а само кино. Хотите узнать, как выглядит порнография для синефилов – посмотрите «Неонового демона».

Понравилась статья? Поделись с друзьями
0 1 0
Будь в курсе, подписывайся
на рассылку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Оставьте заявку
Заполните форму, чтобы мы могли с Вами связаться. Мы ответим на все вопросы, составим индивидуальный план для дальнейшего сотрудничества.