Films to die for. Part 3. Horror Show
А. Смакинберг 01 February 2017 28

Объединенная Красная армия (Jitsuroku Rengo Sekigun: Asama sanso e no michi, 2007, Япония, режиссёр – Кодзи Вакамацу)

Дано: трёхчасовое монументальное полудокументальное полотно, посвящённое взлёту и упадку радикальной троцкистской японской организации – RAF. В ходе тренировок в лагере в горах 14 из 29 человек (в основном студенты), входящих в группу, погибли. Большая часть этих смертей стала следствием так называем «самокритики». На практике это означало следующее: перед тем как приступать к мировой революции, хорошо было бы потренироваться и выявить организационные просчёты. За косяки полагались наказания, которые накладывались на провинившегося всей группой. Однако с каждым днём список провинностей всё расширялся и расширялся, а кары становились всё более и более брутальными. Так солдаты «Объединенной Красной армии» провели два месяца, потеряв половину бойцов. И если бы не полицейская облава, неизвестно сколько бы армейцев выжило.

army_08tc

Что получилось?

Есть мнение, что настоящее произведение искусства должно быть сродни хорошему удару под дых. Чтобы после просмотра, прочтения или прослушивания тебя ещё долго не отпускало, а дыхание не могло прийти в норму. Так это или нет со 100% уверенностью сказать нельзя, однако «Объединённая Красная армия» производит именно такой эффект.

Кодзи Вакамацу часто называют японским Годаром. Бесспорно, такие параллели имеют под собой серьёзные основания. Тот же экспериментальный характер фильмов, то же радикальное левачество, та же провокационность (посмотрите, к примеру, подряд «Китаянку» Жан-Люка и «Тайное действо за стенами» Кодзи), однако данное сопоставление актуально только, если говорить об их творчестве в 1960-х. В дальнейшем каждый из них отправился в собственный трип. К началу 2000-х фильмы Вакамацу представляли собой довольно позорное с точки зрения традиционного понимания кинематографии зрелище. Чисто визуально они напоминали продукцию криминальных сериалов канала НТВ. «Объединённая красная армия» выглядит именно так, что не мешает ей быть одним из мощнейших киноэкспириенсов, который, несмотря на достаточно далёкую от большинства российских зрителей тему и полудокументальную форму, наотмашь бьёт по тем рецепторам, до которых пытаются достучаться, и как правило безуспешно, хоррормейкеры.


Фильм Вакамацу – классическая история о том, как революционная организация пожирает сама себя. Мощи ей придаёт то обстоятельство, что фильм ни на секунду не даёт забыть, что весь сюрреалистический хардкор, происходящий на экране, имел место в реальности. Что шокирует, так это то, насколько просты и эффективны механизмы манипуляции людьми с идеей. Так, приняв в свои ряды пару козлов, в следствие дефицита кадров, леворадикальное движение Японии оказалось обречено. Немного личных амбиций, введённых в революционный дискурс привели к почти полному самоуничтожению организации.

Фильм смотреть стоит, но трудно кому-то рекомендовать, разве что самым упоротым фанатам хоррора, чтобы продемонстрировать, что реальность часто на несколько голов превосходит фантазии самых больных на голову сценаристов. И сделать это можно минимальными средствами без галлонов крови и десятков метров выпущенных кишок. Центральная сцена фильма: в порядке «самокритики» за какую-то малозначительную провинность одной из героинь, внешним данным которой очевидно завидует председательница комитета, приказывают разбить себе лицо. Самостоятельно. Удар, удар, ещё удар – камера не показывает момент избиения. Затем к лицу подносят зеркало и следующие несколько секунд выкинуть из головы уже не получится.

Понравилась статья? Поделись с друзьями
0 0 0
Будь в курсе, подписывайся
на рассылку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Оставьте заявку
Заполните форму, чтобы мы могли с Вами связаться. Мы ответим на все вопросы, составим индивидуальный план для дальнейшего сотрудничества.