10 лучших фильмов года
Алексей Смагин 10 января 2018 345

С каждым годом посмотреть в кинотеатре что-то стоящее становится всё труднее. Эта проблема характерна не только для России, деградация Голливуда за последние лет пять не шуточно пугает. Так, Братья Коэны и Мартин Скорцезе снимают свои новые проекты для Netflix, и с каждым годом ситуация будет становится только хуже. Зато уровень контента в стримминговых сервисах качественно растет с не меньшей скоростью, а независимое кино и фильмы стран Юго-Восточной Азии появляются в Интернете максимально оперативно, а не как раньше с задержкой в 1,5-2 года. Поэтому топ лучших фильмов состоит из фильмов, которые появились в сети в период с 1 января по 31 декабря 2017-го года.

1. Твин Пикс (Twin Peaks, 2017), режиссер – Дэвид Линч

12вв

Лучший фильм года – сериал? Не совсем. Лучший фильм года действительно был показан сперва как сериал, а затем с небольшими монтажными изменениями демонстрировался в кинотеатре. Главный аргумент в пользу кинематографической природы: на структурном уровне новый «Твин Пикс» – ни разу не сериал. Никаких клифхэнгеров, не традиционного саспенса, сюжетные линии развиваются не по сериальным законам. По сути в новом «Твин Пиксе» нет ничего, что могло бы вписать его в телевизионный контекст. Зато как фильм, и в особенности как фильм Дэвида Линча, новый «Твин Пикс» работает на 10 из 10. Кстати, такого мнения придерживаюсь не только я, но и все относительно вменяемые мировые кинокритики: от коллективов Cahiers du cinéma и Sight & Sound до дедушки Джонатана Розенбаума. Последний вообще назвал «Твин Пикс» – «великим американским фильмом». И под этим стоит подписаться. Линч снял единственный подлинный шедевр года, пользуясь инструментарием, который выработал кинематограф в 20 веке. Единственно, что вызывает не которое сожаление: продать такое сегодня можно только как сериал.

https://www.youtube.com/watch?v=Ir8s6IGq2Hs

2. Доусон Сити: застывшее время (Dawson City: Frozen Time, 2016), режиссер – Билл Моррисон

3

Правдивая (?) история о потерянной коллекции пленок не мого кино, которая была найдена через полвека после исчезновения на территории канадской провинции Юкон. Грандиозная мистификация или удивительная документалка об одном из самых странных событий в истории кино? Возможно и то, и другое. Билл Моррисон – один из не многих, кто может конкурировать с Гаем Мэддином в любви к самому раннему периоду в истории кино. Dawson City: Frozen Time – самый не конвенциональный фильм последних лет. Реальность (?) иногда оказывается более странной, чем любое кино.

https://www.youtube.com/watch?v=oEbHM8Vsvlo

3. Тихая мечта (Chunmong, 2016), режиссер – Чжан Лу

v545

Если вы спросите: кто самый крутой режиссер современности, о котором почти никто не слышал? Я не замедлительно отвечу – Чжан Лу. Выросший в КНР, снимающий в Южной Корее, он как никто другой достоин собственного культа. Почти десять лет Лу снимал отличный, но в целом вторичный по киноязыку социальный артхаус, пока в 2015-м кардинально не поменял стиль, сняв «Любовь эпохи чёрно-белого кино». Абсолютный синефильский мастерпис, который стоит посмотреть каждому, для кого кино – больше, чем развлечение. «Тихая мечта» – не много снизила планку, но стала одним из лучших фильмов года. Почему? Чжану Лу удалось запечатлеть на пленке трудно ощутимую крутость повседневности, за которую все любят Джармуша образца 80-х. Что главное, режиссеру удалось не скатиться в подражательство. Оказывается в суровой южнокорейской провинции вполне можно жить, а зрителю даже получать от созерцания такой жизни удовольствие.

https://www.youtube.com/watch?v=jVmUrd_TwPI

4. Три билборда на границе Эббинга, Миссури (Three Billboards Outside Ebbing, Missouri, 2017), режиссер – Мартин МакДона

vg4532

В российский прокат этот фильм выйдет только 1 февраля, так что не пропустите. Но на просторах сети кино уже появилось: спасибо предоскаровскому сезону скриннеров за самый приятный жанровый фильм года. «Три билборда» Макдоны – это «Голливуд, который мы потеряли». Именно таким было молодое американское кино конца 80-х – начала 90-х, когда в Голливуд пришли Коэны, Тарантино и Содерберг. Дерзким, умным, отстраненным, плюющим на жанровые конвенции и просто клевым. В «Три Билборда» не т никакого реализма, только бесконечные возможности синематографа, в первую очередь, в хорошем смысле постмодернистской драматургии (сильная сторона МакДоны). Чистое не замутненное удовольствие, которое казалось навсегда утрачено. «Три билборда» – далеко не комедия, но самое забавное кино года. Практически ни один персонаж этого балагана не поступает так, как ему (или ей) положено по жанру.

https://www.youtube.com/watch?v=0wMLIRLcH_0

5. История призрака (A Ghost Story, 2017), режиссер – Дэвид Лоури

43v5bb3b4

Отличное кино из ниоткуда. Серьезно, хорошего фильма ничто не предвещало. Ни режиссер (Лоури), ни исполнитель главной роли (Кейси Аффлек), ни заявленный бюджет (100 тысяч долларов) не обещали ничего выдающегося, но на выходе получился не большой шедевр в жанре кино о привидениях. Стоит предупредить, если вы настроились на хоррор – ваш ждет облом. Это не фильм ужасов, а медитативное размышление о пространстве и времени, о людях и вещах, о памяти мира, в конце концов.

 https://www.youtube.com/watch?v=c_3NMtxeyfk

6. Патерсон (Paterson, 2016), режиссер – Джим Джармуш

qws5df

Единственный фильм в списке, который можно было посмотреть в России в 2017-м на большом экране. Джармуш в очередной раз доказал, что не намерен стареть и прогибаться под изменчивый мир. В мир можно всматриваться, наслаждаясь увиденным, но подстраивается под не го – не по понятиям для настоящего самурая. Поэзии – да, смартфонам – не т. Стратегия отлично работает, даже если ты последний анархист в городе и других уже не будет.

https://www.youtube.com/watch?v=LjyGE6izUNs

7. Ночью у моря одна (Bamui haebyunaeseo honja, 2017), режиссер – Хон Сан-су

q453w64e

Хон Сан-су любят называть корейским Вуди Алленом, что конечно полная чушь. Общего между ними только то, что они снимают в среднем по фильму в год (у корейца, кстати, на данный момент их скопилось более 20, а в 2017-м он снял целых три). По формальным признакам Сан-су напоминает многих классиков мирового кино, но действительно уникальным мастером его делает другое – сочетание ироничной меланхолии и почти фантастической геометрической точности в построение кадра. Не побоюсь сказать, что не которым мизансценам фильма позавидовал бы сам Одзу.

https://www.youtube.com/watch?v=l7CP5ipqqwU

8. Любовник на день (L'amant d'un jour, 2017), режиссер – Филипп Гаррель

b5b5

Есть порнография, есть эротика, а есть – фильмы Филиппа Гарреля. Как и Сан-су, француз стабильно раз в два года снимает похожие друг на друга как близнецы фильмы, которые, однако, совершенно не надоедают. Ключ крутости фильмов Гарреля, которые при пересказе сюжета напоминают мелодрамы в самом плохом смысле, – это особый слегка усталый, не много «похмельный» взгляд. Рефлексируя над собственной личной жизнью, режиссер избегает эмоциональных штампов. Его камера смотрит на ситуацию одновременно изнутри и издалека, что в лучших моментах его фильмов позволяет схватить ту подлинность, о которой грезил Хайдеггер. «Любовник на ночь» – не хуже и не лучше других фильмов режиссера, просто новый фильм Гарреля. Для места в десятке этого уверенно хватает.

https://www.youtube.com/watch?v=imZWbKdLbco

9. Детройт (Detroit, 2017), режиссер – Кэтрин Бигелоу

westmrt6

Честно признаюсь, не фанат двух предыдущих фильмов Бигелоу, обласканных номинациями на Оскар. И «Повелитель бури», и «Цель Номер Один» – прекрасно сняты, но на уровне ощущений напоминают сериалы HBO. И в этом нет ничего плохого, но от кино хочется получить не много другое. «Детройт» – совсем другая тема. Первые 40 и последние 30 минут достаточно предсказуемы и сделаны хоть и качественно, но больше «для галочки». А вот центральная сцена фильма – это настоящий шок и мощный удар под дых. Настолько грамотно и реалистично снятый моральный террор я видел, пожалуй, только в «Объединённой Красной Армии» Кодзи Вакамацу. Ощущения от «Детройта» действительно мощные, именно поэтому фильму не смотря на свой политкорректный посыл на Оскаре ничего не светит.

https://www.youtube.com/watch?v=Te0L3xUA8wI

10. Женщина, которая ушла (Ang babaeng humayo, 2016), режиссер – Лав Диас

-которая-ушла_2

Лав Диас (на самом деле, Лаврентий Диас) – один из последних режиссеров с большой буквы. Один из не многих современников, которых можно смело поставить в один ряд с Антониони, Брессоном или Дрейером. Диас всегда ставит перед собой только амбициозные задачи, для решения которых использует самые смелые и радикальные методы. Неудивительно, что последние 15 лет его фильмы были культом для узкой группы хардкорных синефилов, и только в 2016 на Диаса наконец снизошло признание мейнстримных кинофестивалей. «Женщина, которая ушла» взяла главный приз Смотра в Венеции в 2016-м, но в интернете с субтитрами появилась только спустя год. Это один из самых простых и доступных широкой публике фильмов Диаса, что не позволяет поставить его в списке выше, но как повод познакомиться наконец с филиппинским режиссёром, кино работает практически идеально.

https://www.youtube.com/watch?v=jiciSsltTFw

Понравилась статья? Поделись с друзьями
0 0 0
Будь в курсе, подписывайся
на рассылку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Оставьте заявку
Заполните форму, чтобы мы могли с Вами связаться. Мы ответим на все вопросы, составим индивидуальный план для дальнейшего сотрудничества.